LOIS-REGISTR

LOIS-REGISTR – региональная информационная система службы занятости населения

Группа компаний ЛОИС представляет комплексную систему автоматизации региональной (краевой, областной, республиканской) службы занятости LOIS-RegISTR. Система имеет многоуровневую архитектуру и покрывает задачи всех подразделений региона (городские, районные, областные центры занятости, а так же их филиалы).
LOIS-RegISTR является многопользовательской системой. При ее создании были использованы самые современные информационные технологии в архитектуре клиент-сервер на основе СУБД Informix-OnLine, одного из лидеров на мировом рынке реляционных и объектных серверов баз данных. Система позволяет объединить в единую сеть все подразделения службы занятости Региона и интегрироваться с внешними информационными системами (Госуслуги, Работа в России, ЕГИССО, ПФР, органы социальной защиты, банковские учреждения и т.д.).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Работы по созданию системы LOIS-RegISTR были начаты в 1992 году на базе Пермской Областной Службы Занятости. Первая очередь системы была внедрена в промышленную эксплуатацию на территории Пермской области в конце 1992 года и автоматизировала только основные подразделения, поэтому в конце 1992 года были начаты работы по созданию комплексной системы, автоматизирующей все задачи. Разработка велась около 2-х лет группой около 40 специалистов ЛОИС, в результате появилась вторая очередь LOIS-RegISTR, которая эксплуатировалась с 1994 года в Пермском крае и других регионах России.

ЧТО АВТОМАТИЗИРУЕТ СИСТЕМА
Система автоматизирует все подразделения службы занятости, начиная с ее специфичной деятельности:
• Прием ищущих работу и безработных
• Автоматический подбор подходящих вакансий
• Общественные работы
• Временное трудоустройство
• Социальная адаптация
• Психологическая поддержка
• Профессиональная ориентация
• Профобучение
• Автоматическое принятие решений в приказе
• Расчет выплат клиентам
• Статистическая отчетность, текущая отчетность
• Переезд, Переселение
• Региональная электронная почтовая служба
• Тиражирование (репликация) данных
• Централизация информации
И др.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
Подсистемы автоматизации работы с гражданами

Трудоустройство
В подсистеме трудоустройство автоматизируется прием граждан ищущих работу, ведется учет безработных. Эта подсистема собирает информацию, на основе которой, с использованием заложенных экспертных методов оценки, автоматически формируется приказ по центру занятости о признании обратившихся безработными, назначении или прекращении выплаты пособий и др. Выполняется подбор вакансий в автоматическом и полуавтоматическом режиме, выдача направлений к работодателю на трудоустройство.

Рабочие места сотрудников отдела трудоустройства настраиваются в зависимости от их функциональных обязанностей, что позволяет организовать все известные технологии приема граждан. Например могут быть: диспетчер-информатор, инспектор-регистратор, осуществляющий первичный прием, инспектора ведущие прием до признания безработными, инспектора по работе с безработными и т.д. Кроме того, за каждым инспектором может быть закреплена конкретная группа клиентов. Инспектора имеют возможность передавать личные дела клиентов между собой. Вся информация хранится в единой базе данных, обеспечивающей необходимые операции автоматически.

При первичной регистрации инспектор-регистратор вводит в систему сведения о гражданине: анкетные данные, сведения о последнем месте работы, перечень профессий, которыми владеет гражданин (по трудовой книжке), сведения об образовании, об иждивенцах, особые отметки (для статистики), требования к будущей работе. Вся введенная информация может быть напечатана. Печать может осуществляться по настраиваемому макету, или впечатыванием в стандартные бланки.

Автоматически по всем профессиям, введенным в карточку (требования к будущей работе, профессия на последнем месте работы, другие профессии по трудовой книжке за последние 3 года, список которых не ограничен) подбираются гражданину вакансии. По выбранным вакансиям Инспектор печатает направления на работу, вводит дату следующей явки (при этом предлагается перечень приемных дней центра на ближайшие 2 недели с указанием уже назначенных приемов на каждую дату, инспектор выбирает дату, а затем время приема, настраиваемое с точностью до минуты). При следующих посещениях инспектор фиксирует результаты посещения клиентом работодателей, подбирает новые вакансии, назначает дату следующей явки. При неявке безработного на перерегистрацию, либо отказе от 2-х предложений подходящей работы, система автоматически приостанавливает выплату пособий, проводя это через приказ.

Инспектор также знакомит безработного с решениями приказа, вводит больничные листы, сроки декретного отпуска, военных сборов, экзаменационной сессии, вводит сведения о снятии с учета, печатает справки гражданам о времени безработицы, засчитываемой в трудовой стаж, справки о суммах выплаченного пособия и т.д. Введенная информация используется встроенной экспертной подсистемой при формировании решений приказа.

Технология работы с гражданами может изменяться в зависимости от штатного расписания в каждом конкретном центре - это достигается гибкой настройкой рабочих мест в системе.

Автоматическое принятие решений в приказе
Единый приказ по центру формируется системой автоматически от 1 раза в день до 2 раз в месяц (это настраивается). Система сама принимает решения по гражданам на основе информации из карточек, явках, посещении работодателя, больничных листов, военных сборах, декретном отпуске и т.д.. Сначала формируется проект приказа, который проверяет инспектор (каждый инспектор проверяет граждан, находящихся на учете у него) и, в случае необходимости вносит корректировки. Затем, проект приказа по всему центру еще раз проверяется сотрудниками отдела пособий (решение принятое системой и измененное решение сохраняются и проверяющий имеет возможность их сравнить) и утверждается. Утвержденному приказу присваивается номер с автоматической передачей в бухгалтерию для расчета выплат.

Формирование приказа параметризовано и настраиватся на действующее законодательство (более 100 настроек).
Встроенная экспертная система опирается на более 2000 алгоритмов принятия решения.
На основе введенной информации (более 100 полей) автоматически формируется более 100 видов решений в приказ.
Вот некоторые из них:
• признание безработным
• назначение выплаты пособия
• прекращение выплаты пособия по истечении срока
• приостановка выплаты пособия
• снижения размера пособия
• оплата больничных листов
• продлевается срок выплат по декретному отпуску, в связи с военными сборами, с сессией
• возобновление выплаты
• назначение стипендии
• приостановление стипендии
• снятие с учета
• продление выплаты по стажу
И др.

Переобучение
Данный комплекс задач предназначен для работы с гражданами, направленными на переобучение, с учебными заведениями и для получения статистической отчетности.
При регистрации гражданина в отделе профобучения карточка ищущего работу передается из отдела трудоустройства (еще раз напоминаем: все операции производятся на единой базе данных). Для гражданина автоматически подбирается курс обучения, оформляется договор на обучение, печатается направление, вводится подтверждение о приеме. Договоры с учебными заведениями могут быть 2-х, 3-х и 4-х сторонними, как индивидуальные, так и на группу учащихся. Утвержденные договоры печатаются по макету. Макет договора настраивается уполномоченным сотрудником службы занятости. Приказ по стипендиям формируется 2 раза в месяц и включается в общий приказ по безработным.

Кроме выдачи стандартной отчетности существует возможность создать сложные запросы по всем полям карточки обучающегося и справочника курсов обучения.

Расчет выплат клиентам
Расчет выполняется по одному или по группе утвержденных приказов. По результатам расчета получаем: расчетную ведомость, выписки из лицевого счета граждан, список удержаний по исполнительным документам, справки о доходах, полученных клиентами ЦЗН, платежные поручения для перечисления в сберегательный банк, в коммерческий банк, отделение связи или кассу центра. По результатам расчета создаются проводки до уровня аналитических счетов, мемориальные ордера, и все необходимые бухгалтерские отчетные документы.

Т.о. описанная выше технологическая цепочка "прием - приказ - расчет" в системе LOIS-RegISTR полностью автоматизирована. Система не просто автоматизирует труд сотрудников Службы Занятости, она участвует в формировании решений, подсказывает и контролирует.

Диагностика ошибок
Система помогает снизить влияние человеческого фактора при вводе и редактировании данных. Для этого предусмотрена 3-х ступенчатая система автоматического контроля: в момент ввода (редактирования) данных, перед формированием приказа и перед расчетом выплат клиентам.

При вводе карточек осуществляется контроль над вводимыми данными (кроме обычного контроля типов данных):
• уникальность гражданина (составной ключ - фамилия, имя, отчество, дата рождения); система проверяет и при нарушении уникальности выдает сообщение у какого из инспекторов уже находится на учете данный гражданин
• возрастные ограничения (если гражданину < 16 и > 65 для мужчин и > 60 для женщин, то система предупреждает о невозможности признания безработным)
И др.

Перед формированием приказа проверяется соотношение значений категории незанятости и отношения к занятости, наличие даты и контроль даты увольнения для уволившихся граждан, соответствия возраста и отношения к занятости, неявки и т.д. После выполнения этой стадии контроля печатается 2 списка: ошибок и предупреждений.

Последняя ступень контроля выполняется перед расчетом выплат. Основное назначение: проверка приказов на непересечение периодов выплат пособия.

Кроме того, автоматическое сравнение данных о безработных и ищущих работу с данными о предпринимателях, позволяет предупредить получение пособия обманным путем.


Отчётность
В LOIS-RegISTR, помимо формируемых стандартных статистических отчетов, имеется возможность самостоятельно выбирать данные и формировать отчеты произвольной формы с помощью встроенных средств доступа к базе данных и выводить их в виде документов MS Excel, Word.

Автоматически формируется следующая статистическая отчетность: государственная статистическая отчетность (месячная, квартальная, полугодовая); текущая отчетность (еженедельные сведения о безработных, сведения о предложении и спросе на профессии на рынке труда).

Для выбора сведений из базы для текущей отчетности предусмотрена возможность поиска по сложному запросу по всем полям карточки персонального учета.

Квалифицированный пользователь или Администратор системы, в случае необходимости, может самостоятельно выбирать данные из базы с помощью встроенных средств доступа к базе данных и создавать новые специализированные отчеты.

Подсистемы централизации информации

• Единый центр выплат клиентам.
o Обеспечивает прием данных о выплатах клиентам, рассчитанные в районных центрах занятости.
o Обеспечивает контроль рассчитанных сумм и получателей платежей.
o Обеспечивает объединение данных из разных подразделений в единый реестр.
o Обеспечивает формирование платежных документов и списков получателей и передачу их по каналам связи в подразделения банков и казначейств.
• Единый центр формирования статистики
o Обеспечивает сбор и передачу из районных центров занятости информации, необходимой для формирования любой статистической отчетности.
o Обеспечивает предоставление развернутой информации, которая попала в расчетную цифру любой позиции отчетности.
o Обеспечивает формирование статистической отчетности по региону для всех уровней органов власти и государственных структур.

Электронная почта
Для облегчения коллективной работы сотрудников службы занятости, функции "электронной почты" и "электронных телеконференций" интегрированы в LOIS-RegISTR. Особенно удобны тематические конференции, например для управленческого персонала, администраторов систем, инспекторов отдела трудоустройства и т.д. При этом Система опирается на стандартные, принятые во всем мире протоколы сетевого взаимодействия. Сеть может быть организована как ведомственная, так и с выходом в Internet.

ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аппаратное обеспечение
Система LOIS-RegISTR выдвигает минимальные требования к аппаратному обеспечению. Внедряя систему, нет необходимости отказываться от существующего парка техники и менять его на новый. Система позволяет строить рабочие места пользователей на базе имеющихся персональных компьютеров, используя их как средства эмуляции терминалов. Это позволит защитить инвестиции сделанные ранее.

Система масштабируется в зависимости от числа рабочих мест и объемов данных. При этом требуется только наращивание мощности центрального сервера добавлением процессоров и оперативной памяти. Таким образом, инвестиции снова будут сохранены.
Система не зависит от аппаратного обеспечения. Возможно использования любой качественной серверной техники на процессорах Intel и RISC.

Надежность и технологичность
Высокая степень надежности системы LOIS-RegISTR обеспечивается качеством используемого программного обеспечения – это SOLARIS и другие UNIX операционные системы от лидеров мирового рынка. СУБД Informix — одной из лучших в мире промышленных СУБД.

Поддержка различных программных платформ
Система построена по принципу клиент-сервер, что позволяет использовать отдельные ее части на различных типах компьютеров в вычислительной сети под управлением таких операционных систем, как UNIX (Linux и др.), MS Windows.

Распределенная архитектура системы
LOIS-RegISTR - многоуровневая система: управление - городской/районный центр - филиал
Все службы региона объединены в единую систему с помощью глобальной сети по региону. При этом на каждом уровне автоматизирован весь комплекс решаемых задач.

Система интегрированная, а не состоит из набора АРМов. Это позволяет избавиться от дублирования ввода данных в различные подсистемы и четко контролировать целостность и непротиворечивость данных.

Система имеет около 500 параметров, что позволяет настраивать ее на изменения законодательства и на принятые в данном центре занятости технологию работы с Клиентами.

Система автоматически формирует статистические отчеты и передает их в региональный центр занятости

Система позволяет гибко в интерактивном режиме настраивать рабочие места пользователей в зависимости от выполняемых ими обязанностей.

Система позволяет автоматически формировать банки вакансий, безработных и любой другой информации, в том числе с передачей по каналам связи на региональном и межрегиональном уровнях.
Система не имеет ограничений на число пользователей и объемы данных.

Требования к персоналу:
Специальных требований к персоналу ЦЗН система не выдвигает. Администратор системы не обязательно должен быть программистом, как показывает практика эксплуатации, его функции может с успехом совмещать, например инспектор отдела трудоустройства или бухгалтер.

Для обслуживания достаточно всего 2-3 квалифицированных специалиста на регион, что достигается использованием встроенных в LOIS-RegISTR механизмов удаленного управления и контроля.

Глобальная сеть
Глобальная сеть по региону позволяет оперативно обмениваться информацией о вакансиях рабочих мест, курсах профобучения, осуществлять связь с филиалом, передавать статистические отчеты, любые другие данные.

Исключен повторный ввод данных
Все данные хранятся на одном сервере базы данных. На любой момент времени все группы данных сбалансированы и синхронизированы.

Гибкая настройка рабочих мест
Характерной особенностью системы является гибкая настройка рабочего места пользователя за счет ее модульной архитектуры (каждой функции соответствует независимый программный модуль). Это означает, что для каждого конкретного пользователя Администратор системы может построить такое меню функций (т.е. АРМ), которое максимально будет удовлетворять решаемым задачам.
В настоящий момент система состоит из более 600 функций, решающих различные задачи.

Архив данных
В системе предусмотрено два вида архивирования данных: оперативное безостановочное (on-line) архивирование, для восстановления данных в случае аварии и архив данных длительного хранения для получения архивных справок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще раз перечислим основные преимущества LOIS-RegISTR:

1. Полная функциональность в единой системе (Три уровня : Областной/Краевой центр/Управление, городской/районный, филиал).
2. Одновременная работа неограниченного число сотрудников на единой базе данных в локальной и глобальной сетях в режиме «клиент-сервер» (включая удаленные рабочие места).
3. Интеграция в единую региональную систему службу занятости и возможность легкой стыковки с др. системами (например налоговой службы, УВД, администрации Области, города, района и т.д.)
4. Настройки на изменения в законодательстве. С момента разработки система ни разу не дорабатывалась на изменения законов (Гибкость настроек заложена в самом ядре системы).
5. Поддержка любой технологии приема клиентов.
6. Мощная диагностика ошибок (контроль правильности ввода карточек, информации о гражданине, проверка на пересечение периодов и др.)
7. Встроенная экспертная система по принятию решений (Автоматическое формирование более 70 видов решений в приказ по центру занятости).
8. Автоматический расчет всех выплат.
9. Многокритериальный поиск любой информации и встроенные средства получения отчетов и выборок данных.
10. Автоматическое формирование всей установленной по законодательству отчетности (ежемесячной, квартальной, полугодовой и т.д.) с передачей и обработкой по электронным средствам связи в центр.
11. Возможность ввода данных и поиска информации в системе Клиентом (ищущим работу, предприятием и т.д.) как локально, так и удаленно с соблюдением регламентации доступа и режимов безопасности до уровня С2.
12. Автоматизированное планирование рабочего дня сотрудника службы занятости, включая явки клиента с учетом загрузки по дням и часам.
13. Масштабируемость Системы по набору функций позволяет гибко настроить или перенастроить рабочее место (создать соответствующий АРМ) и дать доступ к информации каждому конкретному сотруднику в зависимости от его должностных обязанностей.
14. Автоматическое журналирование всех операций в системе. Разделение ответственности между всеми сотрудниками службы занятости.
15. Глубокая защита данных от несанкционированного доступа.
16. Исключительная надежность работы системы. За время промышленной эксплуатации системы с 1992 года в более чем 50 районных центрах занятости, ни одного сбоя с потерей данных или требующего переустановки системы.
17. Легкость изменения конфигурации и наращивания системы за счет модульного построения.
18. Система поставляется с исчерпывающей документацией для пользователя и администратора.
19. Простой интуитивный интерфейс, что особо важно при внедрении системы в сельских районах, где многие сотрудники службы занятости не имеют опыта работы с компьютером. Подсказки (помощь) пользователю во всех режимах: к полю, к экрану, к меню.
20. Защита инвестиций